Новый год праздник

История Нового года в России

  08.07.2022

Новый год в России – государственный праздник, выходной день.

Праздновать Новый год в России 1 января установил император Пётр I в 1699 году. Это было сделано по примеру всех европейских стран, живших по григорианскому календарю. До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября.

История Нового года в России

Новогодний праздник мирового значения отмечается с наступлением 1-го января. Поздравление Президента РФ сопровождается государственной символикой. На голубых экранах развивается флаг, звучит гимн. Рубежная дата отражается в производственных отчетах, планах и личной жизни граждан. Как отмечали Новый год в старину? Есть ли русские особенности ответственного мероприятия?

Допетровский период

В Древней Руси праздновали в 2 этапа. До 1-го января по Юлианскому календарю дни, близкие к Рождеству, считались святыми. После, до Крещения – страшными. «Нечисть» приобретала особую силу, наносила вред. Над проемами дверей и окон люди ставили защитные знаки в виде креста. На всякий случай, праздно не шатались. В домашних кадках выращивали вишни. К празднику маленькие деревца зацветали, служили украшением жилища.

Существовал и мартовский вариант нового года. Продержалась традиция отмечать новолетие 1-го марта недолго. По решению православной церкви праздник перенесли на 1-ое сентября. Для верующих дата наполнена воспоминаниями о многих доисторических событиях.

Указ царя

С 18-го века снова поменялось время празднования. Указом Петра Великого исчисление стало вестись с рождества Христова. Царем повелевалось отмечать Новый год 1-го января и с почестями:

  • шумно (торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом фейерверков и выстрелов);
  • украшать дома зелеными ветками ели;
  • поздравлять друг друга;
  • водить хороводы;
  • дарить подарки.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Указ «О праздновании Нового года», 1699 год

Перед дворцом царские люди выставляли чаны с вином и пивом, кушанья для народа. В городах на центральных площадях стали наряжать елки. Хвойному дереву приписывалась особая сила, не позволяющая сбрасывать иголки и впадать в зимнее оцепенение. Идею использовать елку в качестве символа Нового года позаимствовали у немцев.

Обычаи празднования

Праздник сопровождался забавами. Ель выбирали повыше, украшали игрушками. Прототипы шаров – яблоки (библейский запретный плод). Разрешалось залазить и доставать угощения. Фигурные пряники напоминали о хлебцах, употребляемых на причастии. Съедобные украшения, оставшиеся после праздника, раздавались детворе.

Со временем на елке появились другие игрушки от восточных мастеров из фарфора, стекла, бисера и т.п. Богатые люди делали презенты слугам, беднякам. В качестве подарков преподносились свечи (символ солнца) и мед. Так поступали еще древние римляне до н.э.

Вершина угощения или главное блюдо – праздничный пирог. На стол, покрытой новой (чистой) скатертью, насыпали семена. Одевались в новый (чистый) наряд. Старались отдать долги, попросить прощение. Русские люди варили сладкую кашу (кутью) из цельных зерен овса, ржи, пшеницы.

Пекли блины, фигурки домашних животных. Принято было их раздавать приходящим гостям. Гадали, молодежь – на судьбу. Зрелое поколение интересовало, каким будет урожай, погода и т.д. В этот период не занимались тяжелой, грязной работой. Во всем чувствовался переломный характер праздника.