скала Айвазовского

Любимая скала Айвазовского

  16.06.2020

О скале Айвазовского в парке Алупки. Краткие вехи творческой биографии и моменты связывающие художника-мариниста с этим местом.

Крымские парки изобилуют прелестями, такой же, как парк в Алупке, некогда принадлежавший графу Воронцову, а ныне один из красивейших парков побережья, тем более. В таком оазисе очарования каждый найдет себе место по душе. То же было с И.К.Айвазовским когда-то. В автобиографических записках он писал:

«Зиму я охотно проводил в Петербурге, работал, развлекался, деля досужее время с моими добрыми знакомыми, но чуть повеет весной — и на меня нападает тоска по родине: меня тянет в Крым, к моему любимому Черному морю».

Гуляя в Нижнем парке, наслаждаясь красотой крымской природы, покорившей его с детских лет (он родом из Феодосии), и безбрежностью морских просторов, он облюбовал для себя здесь выступающую из воды диабазовую глыбу. С нее во всей красе была видны часть берега с Нижним парком, дворцовый комплекс и вершины Ай-Петри за ним, а главное – море, которое Айвазовский обожал, как ни кто другой, и которое изображал в своих картинах.

Здесь художник просиживал часами, любуясь морской синевой и игрой солнечных зайчиков на водной глади, пенистыми барашками, набегающими на берег, и волнующимся морем, подыскивая сюжеты для своих будущих работ.

Айвазовский мог писать морские пейзажи когда угодно, на рассвете и на закате, в штиль и в непогоду, зачарованный величием морской стихии. Может быть, ощущая себя при этом стоящим на носу корабля, разрезающего толщу волн. Море спокойное и игривое, безмятежное или волнующееся питало его воображение, а рисунки из памяти переносились потом на холсты. Из художников-маринистов найти того, кому бы так мастерски удавалось передать неистовость бури или чарующую притягательность морской безбрежности во всех деталях с полутонами, ярко и выразительно, довольно сложно.

Еще на заре своего творчества он отказался от возможности быть приближенным к царскому двору. Но после золотой медали за картину «Штиль», полученную в 1837 на выставке в Париже, и особые успехи одаренного 20-летнего студента было решено выпустить из Академии художеств на 2 года раньше срока (что было вне всяких правил) и отправить его на это время в Крым для самостоятельной работы. Там у подножия парка в Алупке он и писал в 1838-1839 годах, а потом был командирован на 6 лет за границу.

Живописец в 1844 получил назначение в Главный морской штаб империи, а еще через 3 года он, как член римской и парижской академий, а также академий Штутгарта, Флоренции и Амстердама, стал академиком и в родном отечестве, в Императорской Академии Санкт-Петербурга и ее почетным членом. Как баталист даже получил заказ сверху на написание панорамных полотен крепостей на Балтике. Заказ он, конечно, блестяще выполнил, но после этого, пренебрегая армейским мундиром и столичными балами, в 1845 вернулся в Крым, оставшись там навсегда. Это сочли чудачеством, но художнику, чтобы творить, нужны были море, пустынный пляж и свобода. Он вырос в этой среде и впитал с детства любовь к крымским просторам, дающим вдохновение.

А любимую скалу великого мариниста, где кроме «Девятого вала» среди многих были написаны и знаменитые картины, позже назвали «скалой Айвазовского», ставшей с годами знаковым местом в парке. На ней табличка на 3-х языках, прорублены ступени, к которой не зарастает народная тропа. Скала влечет к себе не только поклонников живописца, но и просто туристов, гуляющих в парке и желающих прикоснуться к истории, связанной с выдающимся художником всех времен и народов, и искусством вечной красоты, написанной Природой.