Благовещение
Об одном из 12-ти главнейших христианских праздников. Вы узнаете, как появился праздник Благовещения, как отмечали его на Руси, какие с ним связаны приметы и обычаи.
Благовещение, один из величайших религиозных праздников, является непереходящим, то есть отмечается всегда в один и тот же день, 7 апреля. Если вспомнить, что 7 января – это Рождество Христово, то нетрудно понять, что Благовещение предшествует Рождеству ровно на 9 месяцев, срок человеческой беременности. Праздник этот посвящен чудесному событию, о котором упоминается в Евангелии от Луки. Именно в этот день архангел Гавриил принес Деве Марии известие (благую весть), что ей суждено стать матерью Бога-Сына, Иисуса Христа.
Само появление на свет Марии было чудом, так как ее родители находились уже в весьма почтенном возрасте и потеряли надежду иметь потомство. Узнав о том, какая радость их ожидает, они дали обет посвятить своего долгожданного ребенка Богу.
Мария с детства отличалась необычайным благочестием, в возрасте трех лет ее взяли на воспитание в храм. Мария приняла решение не вступать в брак и остаться девственницей. Но, достигнув совершеннолетия, она уже не могла оставаться при храме. К тому времени ее родители давно умерли, а закон запрещал незамужней девушке жить одной. Чтобы помочь Марии выполнить обет, священники решили обручить ее с почтенным человеком, который формально будет считаться ее мужем, но в то же время станет беречь ее невинность.
Предание гласит, что кандидатами в мужья Марии были избраны 12 благочестивых старцев, происходивших из рода Давида. Для испытания 12 их посохов оставили на ночь в церкви. Утром оказалось, что один посох превратился в цветущую ветку. Он принадлежал Иосифу, пожилому плотнику из Назарета. Иосиф был вдовцом, имел взрослых детей. С ним и обручили юную Марию.
В доме Иосифа Мария вела такую же тихую и скромную жизнь, как и при храме, предаваясь домашним трудам и молитвам. Через несколько месяцев после обручения с ней произошло странное событие. Перед ней появился архангел Гавриил и приветствовал ее словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Небесный посланник сообщил Деве, что она станет матерью Сына Божия.
Это привело Марию в смущение, недоумение и даже вызвало страх. Разве такое возможно, если она не знала мужа, оставаясь девственной? Архангел открыл ей чудесную истину: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
Как объясняют богословы, суть Благовещения в том, что на Земле появилось чистое и доверчивое существо, так беззаветно преданное Богу, что оказалось достойным произвести на свет Спасителя рода человеческого, воплотить в своем сыне божественную сущность. Мария могла отказаться от этой священной миссии. И тогда неизвестно, сколь долго еще пришлось бы ждать Богу, пока появится другая девушка, способная соединить в своем ребенке человеческую и божественную природу.
Но Мария поверила ангелу и смиренно ответила: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она называет себя рабой, но это слово не имеет ничего общего с современным пониманием рабства. В том, что Мария согласилась стать Богородицей, было высшее проявление ее свободной воли. Она раба Господня, потому что отдает себя Господу, умом, сердцем и душой она готова служить ему до конца.
Наверно, это самый чудесный и трогательный евангельский сюжет. Неудивительно, что он всегда привлекал внимание не только иконописцев, но и художников. Невозможно перечесть всех, кто писал на эту тему. Андрей Рублев и Леонардо да Винчи, Тициан и Рубенс, Василий Суриков и Михаил Нестеров – у каждого свое «Благовещение». Стихотворения об этом празднике есть у А.Пушкина, М.Цветаевой, В.Брюсова, К.Бальмонта и многих других.
Интерес к событиям жизни Иисуса Христа и Богородицы начал нарастать в христианском мире с IV века. Во многом это связано с деятельностью равноапостольной царицы Елены, которая вела изучение святых мест, описанных в Евангелии, проводила раскопки и возводила в этих местах храмы. Широкое распространение праздник Благовещения получил к середине VI века.
У славян Благовещение считалось настолько важным праздником, что в этот день категорически запрещалась любая работа в доме и в огороде. Заниматься охотой, рыбной ловлей, отправляться на заработки тоже считалось грехом. Даже расчесывать волосы не дозволялось, не зря появилась поговорка, что на Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Этот день посвящался молитвам, благочестивым беседам. Крестьяне, собравшись семейным кругом, строили хозяйственные планы, толковали о предстоящем севе, будущем урожае.
В некоторых областях в ночь на Благовещение было принято зажигать костры, в которых уничтожали старое, ненужное тряпье, мусор, солому. Это символизировало окончательное расставание с зимой, следовало «спалить» зиму и встретить теплом весну.
С этим днем связано множество примет. Хорошая погода сулила богатый урожай, дождь обещал грибное лето. Если рассвет был ясным, то и весна будет ранней, если же солнце вышло из-за облаков к вечеру – весна задерживается.
На Руси был распространен обычай выпускать в этот день на волю птиц. И в наши дни 7 апреля у многих храмов можно видеть предприимчивых птицеловов, предлагающих за определенную плату освободить свою добычу. Можно по-разному относиться к этим «бизнесменам», но желающие купить и отпустить на волю птичку всегда находятся. Что поделать – традиция. Ведь и Патриарх всея Руси после литургии в Кремле выпускает белых голубей. Голубь символизирует Святой Дух, а полет птицы напоминает о свободе человека, который, оставаясь вольным в своем выборе, выбирает веру в Бога и служение ему.