Разновидности байдарок (каяков)

Интересное

Изначально каяк выглядел как узкая лодка, которую северные народы использовали, отправляясь рыбачить. Постепенно его конструкция изменилась, сфера применения расширилась. Появилось новое название — байдарка.

Основные особенности

Сырьем для изготовления первых байдарок служила древесина или кость животных. Из нее делали узкие лодки длиной не больше 6 метров и обтягивали тюленьими шкурами. Для сидения был предусмотрен специальный люк — кокпит. Для гребли применялись двухлопастные весла. Сейчас используются весла с лопастями, расположенными относительно друг друга под прямым углом. Такая конструкция весел позволяет делать мощные и быстрые гребки.

Современные байдарки или каяки претерпели немало изменений, касающихся следующих моментов:

  • Конструктивных особенностей
  • Посадки гребца
  • Сферы применения

По каждому из этих признаков байдарки сегодня делятся на виды.

купить багажник для крепления каяков

Конструктивные

Исходя из особенностей конструкции, выделяют три типа плавсредств.

Первый тип — байдарка каркасная или разборная — имеет основу из металла, обтянутую синтетическим отталкивающим воду материалом. Преимущества данной конструкции — компактность в сложенном виде, минимум места для хранения и простота транспортировки. Однако она не лишена недостатков. К ним относятся следующие аспекты:

  • Излишняя гибкость каркаса и оболочки, усложняющая процесс управления байдаркой, не позволяющая ей быстро набрать скорость.
  • Долгое время сборки.
  • Непригодность для использования в бурной воде с большим количеством острых камней.
  • Возможность движения только вперед, отсутствие маневренности.

Еще один минус разборной байдарки — отсутствие герметичных камер. Из-за этого эксплуатация лодки является небезопасной. Для гарантии непотопляемости приходится применять дополнительные камеры, наполненные воздухом.

Вторая разновидность байдарки — неразборная — представляет собой монолитный жесткий корпус (углепластиковый, стеклопластиковый, полиэтиленовый).

Неразборная характеризуется множеством достоинств:

  • Высокими ходовыми характеристиками.
  • Хорошей грузоподъемностью и вместимостью.
  • Наличием отсеков для хранения вещей, снаряжения.
  • Устойчивостью к износу, ударам о камни, серьезным нагрузкам.
  • Долгим сроком службы.
  • Хорошей теплоизоляцией, пригодностью для эксплуатации в холодном климате.
  • Маневренностью, способностью вернуться в правильное положение в случае переворота на воде.

Еще одно выгодное отличие — возможность управлять им путем переноса веса тела. Для передачи данного движения судну гребец может задействовать руки и ноги.

К третьей категории причисляют надувной каяк. Он во многом идентичен надувной лодке. Ключевая разница между этими плавсредствами заключается их в габаритах.

Плюсы байдарки надувного типа — это непотопляемость, большая грузоподъемность, компактность в сложенном виде.

Недостаточная жесткость является основным минусом надувной конструкции. В месте размещения гребца она прогибается, корма и нос поднимаются вверх. Такое положение ухудшает ходовые качества судна.

Посадка гребца

В зависимости от того, где именно находится гребец, байдарки или каяки бывают двух типов.

Первый — sit-in — классический вариант расположения гребца внутри лодки. Ноги при этом находятся под декой.

Второй тип посадки — sit-on-top — более современный. Гребец занимает место на корпусе каяка, его ноги располагаются над декой.

Посадка типа sit-on-top возможна только на байдарках особой конструкции, похожей на капсулу. Ее корпус оснащен дренажным клапаном, необходимым для выравнивания уровня давления. Кокпит выполнен в виде специального углубления в деке. Такие конструктивные особенности делают каяк максимально устойчивым и безопасным на воде. Он идеально подходит для новичков.

Назначение каяков

По назначению также выделяют несколько разновидностей байдарок:

• Прогулочные. Широкие плавсредства с большим кокпитом и внушительным багажным отсеком. Хорошо удерживаются на воде. Вмещают от 1 до 3 человек, идеально подходят для непродолжительных прогулок в спокойных водах.

• Туристические. Их максимальная длина составляет 4,5 м. На корме и носу имеют ярко выраженный киль. Отличаются хорошей устойчивостью, способностью держать прямой курс, но уступают другим видам байдарок по маневренности. Отдельные туристические модели комплектуются отсеками для багажа, имеют возможность рулевого управления. Сфера использования таких судов — путешествия по большим спокойным водоемам.

• Морские экспедиционные. Имеют длину порядка 5-5,3 м. Быстры и вместительны. Отличаются от других каяков приподнятой носовой частью, исключающей попадание воды в посадочный люк во время сильных волн, а также наличием дополнительных приспособлений (загрузочных люков, внешней подвески для багажа). Имеют систему управления с помощью руля и возможность установки паруса. Байдарки экспедиционного типа универсальны, подходят для плавания в тихой воде и по течению во время отливов, приливов.

К отдельной категории причисляют каяки, созданные специально для использования в бурных водах. Их отличительная особенность — укороченный корпус длиной от 2,5 до 3 м и закругленный нос. Это обеспечивает плавсредствам хорошую маневренность на порожистых участках. Такие байдарки оптимальны для сплавов по бурным рекам и водного фристайла.

Автор: Юлия

Оцените статью
Добавить комментарий