Вымораживатель судов — редкая профессия
О знаниях, умениях и тонкостях профессии. Как зимуют корабли, и как происходит вымораживание судов?
Как ни странно, из великого множества существующих в мире профессий есть и такие, о которых большинство из нас даже не слышало. К таким редким и необычным относится профессия «вымораживатель судов» или «выморозчик».
Хотя для Якутии с ее лютыми мороза за -50°С эта тяжелая мужская работа не такая уж особенная. Она заключается в том, чтобы уйти под судно, вмерзшее в реку, метра на 3, а то и больше, чтобы добраться до винтов, снять их и отправить в цех на ремонт, где ими займутся специалисты.
Чтобы освободить необходимую часть корабля и обеспечить к ней доступ, сначала вырубают колодец – майну. Чтобы грамотно сделать это, надо проработать вымораживателем не один год. Опытный работник должен контролировать глубину льда и «чувствовать» уровень воды (что дано не каждому), знать какими должны быть размеры ледяных глыб (без пузырьков льда), и сколько льда намерзает за сутки, как заткнуть пробоины в случае их образования и другие тонкости, без которых настоящему профессионалу не обойтись. Иначе, если колодец затопит, все придется начинать сначала. Бывает так, что за полуметровым льдом вода, поэтому снимая сантиметров 20 для безопасности, приходится отработать один фрагмент, дать ему замерзнуть настолько, чтобы можно было слой за слоем заглубляться дальше, работая вкруговую, и на это может уйти от нескольких дней до 2-х месяцев. Поэтому трескучие морозы здесь на руку.
Суровые мужчины, подбираясь к подводной части корабельной обшивки, орудуют бензопилой или кайлом, молотом или буром, периодически счищая корку льда с корпуса. Так через некоторое время нарастаемую на морозе ледяную толщу срезают, пока не доберутся до судовой обшивки. Выпиливая глыбы, прорубают целые лабиринты во льдах, многометровые тоннели по периметру корабля, пока, наконец, судно не окажется стоящим килем на ледяной плоскости. Вымораживатель судов — технология «дедовская», но она до сих пор работает. А если морозы слабеют, холодный воздух приходится загонять в майны большими электровентиляторами, так лед смерзается быстрее.
Работают на коленях, а иногда лежа на льду, чаще бригадами от 2-х человек и более. Начинают с 8 утра, заканчивают в 6 вечера. И в помещение не зайти, иначе верхняя одежда подтает и отсыреет. Как потом на мороз выходить? Все греются по домам, а у вымораживателей самая пахота, в общем, условия не для слабых. Опытный спец за сезон с ноября по март успевает освободить от ледового плена (в зависимости от объема работ и типа судна) до 7 теплоходов.
Вымораживание судна (или выморозка) – способ, позволяющий добраться до корабельного днища, скрытого обычно водой, не требующий поднятия судна и транспортировки его в док. Так дешевле. Он оправдывает себя и в гидротехнических работах, когда нуждается в ремонте подводная часть стационарных сооружений, а также при оголении участка дна водоема.
С давних времен применяли методику на севере СССР, в бассейнах рек Сибири, у побережья Белого моря и на Дальнем Востоке, где есть возможность наращивать лед благодаря устойчивым низким температурам воздуха в зимнее время. Такая проверка винтов, устранение неполадок с элементами рулевой группы и ремонт корпусов проводились на промысловых судах. Выморозку делали даже в том случае, когда ремонт вовсе не нужен, так судну было бы проще начинать навигацию весной.
Корабли на зимовку становятся группой – «караваном». А саму зимовку кораблей в реке в Якутии называют отстоем, и там это слово воспринимается хорошо. Караван судов на приколе, намертво вмерзших в лед — такая картина в северных регионах привычна, как вымораживатель или выморозчик, редкая (но не здесь) мужская профессия.